Электромагнитные клапаны бренда реализуют операцию перекрытия всасывающих/нагнетательных магистралей климатических устройств. Подавляющее большинство моделей – нормально закрытые при отключенной средствами управления катушке. Несколько моделей при отключенной катушке – открытые.

2-ходовые клапаны

Общее представление об устройстве 2-ходового клапана дает нижеприведенное фото:

Именно шток, скрытый трубкой, возвышающейся над корпусом, управляется соленоидом, который не изображен. Шток связан с поршнем, перекрывающим магистраль.

Клапаны подразделяются по функционированию на два сегмента:

- прямого действия – когда клапан открывается воздействием поля соленоидной катушки на поршень;

- через хладагент – когда магнитное поле катушки открывает только управляющий (пилотный) клапан, а дальше давление хладагента воздействует на поршень, перекрывающий проток основной магистрали. Здесь работает разность давлений.

Разобранный клапан дает большее представление о работе и выглядит так:

Клапаны прямого действия не зависят от перепада давлений между входом/выходом. Электромагнитным требуется примерно 0.05-барный перепад. Меньшие значения чреваты самопроизвольным перекрытием тока хладагента. Подобные неисправности несет неправильный подбор устройства – например, персонал, меняющий клапан, ориентировался на сечение труб, не учтя изменившейся холодопроизводительности системы. Другая причина – размах регулирования системы превосходит допустимые перепады давления клапана.

Рабочая разность давлений

Специалисты, рассчитывающие параметры клапана, который будет работать в системе, оперируют понятием «Максимальный рабочий перепад давлений». Эта величина в технической литературе обозначается, как MOPD. Она выражает условия, при которых клапан работает устойчиво. С соленоидами, работающими на переменном токе, клапану требуется MOPD, составляющий 25 бар.

Использование постоянного тока изменяет ситуацию – необходимый перепад давлений снижается. Смена тока обеспечивается преобразователями. Перепады давления вычисляются по формулам, выходящим за пределы этого материала.

Подбор клапанов

Для выбора клапанов по холодопроизводительности пользуются таблицами. Для серии 110/200/240 ниже приведены данные по нескольким хладагентам.

Модель клапана Холодопроизводительность – номинал (кВт)
Жидкость Горячий газ Всасываемый газ
R134a R404A R22 R407F R22 R407C R134a R404A R22 R134a R407C R507
110RB2 3,5 2,5 3,8 4,2 2 2,1 1,6 1,7        
200RB3 6,6 4,6 7,1 7,9 3,7 3,9 3 3,2        
200RB4 15,5 10,9 16,8 18,8 8,8 9,2 7,1 7,5        
200RB6 27,3 18,9 29,5 33 15,4 16,1 12,5 13,1        
240RA8 36,3 25,2 39,3 43,9 20,5 21,4 16,7 17,4 5,6 4,2 5,2 4,6
240RA9 76,2 52,9 82,5 92,2 43,1 44,9 35,1 36,5 11,7 8,8 10,9 9,7
240RA12 85,7 59,5 92,8 103,7 48,4 50,5 39,4 41,1 13,1 9,9 12,3 10,9
240RA16 139,1 96,5 150,5 168,2 78,5 81,9 64 66,6 21,3 16 19,9 17,7
240RA20 202,6 140,7 219,3 245,2 114,4 119,3 93,2 97,1 31 33 29 25,7

Нормально открытые клапаны

Определение такому режиму работы было дано выше. Реализуется он клапанами серии 540. Ниже приведено фото общего вида:

Модель клапана Производительность – номинал (кВт)
Жидкость Горячий газ Всасываемый газ
R407C R404A R22 R134a R407C R22 R404A R134a R407C R134a R507 R22
540RA8 37,3 25,2 39,3 36,3 21,4 20,5 17,4 16,7 5,2 4,2 4,6 5,6
540RA9 78,4 52,9 82,5 76,2 44,9 43,1 36,5 35,1 10,9 8,8 9,7 11,7
540RA12 88,1 59,5 92,8 85,7 50,5 48,4 41,1 39,4 12,3 9,9 10,9 13,1
540RA16 142,9 96,5 150,5 139,1 81,9 78,5 66,6 64 19,9 16 17,7 21,3
540RA20 208,3 140,7 219,3 202,6 119,3 114,4 97,1 93,2 29 23,3 25,7 31

Номинал холодопроизводительности достигается при +38-градусной температуре конденсации; 4-градусной температуре кипения; перепаде давлений «вход/выход» 0,15 бар.

Трехходовые соленоидные клапаны

Alco-Controls выпускает также серию клапанов М36, применяемых производителями климатических систем, когда требуется переключение потока хладагента, циркулирующего между компрессором и блоками (наружным/внутренним).

Ниже представлен разрез клапан:

Как видно поршень, перемещающийся внутри цилиндрической полости, может занимать три положения. Когда компрессор не работает, поршень занимает крайнее нижнее положение – это режим «нагрев». Включенный компрессор создает давление, поднимающее поршень, который занимает позицию «улица», а поток начинает сбрасываться на всас – уходит через уравнительный штуцер. Подача напряжения на катушку вызывает перекрытие уравнительного штуцера и открытие линии, транспортирующий хладагент с нагнетания в пространство над поршнем. В этой ситуации верхнее и нижнее давления (поршень их разделяет) выравниваются, а пружина заставляет поршень занять положение «нагрев».

М36 адаптирован под хладагенты CFC, HCFC, HFC, работает с минеральными/синтетическими маслами. Рабочее давление – 35 бар (max).