Разнообразие моделей ТРВ объединяется определенными неисправностями, характерными отдельным конструкциям. Каждому модельному ряду терморегулирующих вентилей присущи свои поломки.
Причины износа
У ТРВ большой производительности, оперирующих с солидными объемами хладагентов, протекающих через них с высокой скоростью, разрушениям подвержены клапаны и сопла. Одна из причин – кавитация, изъедающая металлы, другие материалы, другая – механическое взаимодействие подвижных элементов устройств, регулирующих производительность холодильных систем.
Износ вышеупомянутых деталей любого вентиля снижается двойным дросселированием, суть которого следующая – дросселирование начинается в регулирующем органе и продолжается в расширительной трубке/шайбе-дросселе. Такая схема существенно снижает скорость истечения хладагента, обеспечивая плавное её изменение.
Двойное дросселирование характерно установлением меньшего давления под мембранной термочувствительной системы, нежели давление поверх мембраны, где устанавливается давление, сообразное давлению кипения.
Устройство высокопроизводительных ТРВ
Общепринятая конструкция ТРВ приведена ниже:
Двойное дросселирование осуществляется клапанным узлом 13 и соплом, скрытым штуцерной гайкой 14.
На следующим рисунке приведен термочувствительный вентиль, работающий по схеме «внешнее уравнивание и двойное дросселирование»:
Расширяющийся сильфон 2, оказывает давление на толкатель 8, а тот передает усилие на тарелку клапана 5. Клапан перекрывает отверстие сопла 4. Внутренний объем сильфона посредством уравнительной линии связан с выходом испарителя. Сальник 9 исключает попадание высокого давления из области за соплом в сильфон. Вторичное дросселирование реализуется короткой трубкой 3.
На нижеприведенном рисунке показан разрез другого типа ТРВ:
Конструкцией реализован мембранный клапан с внешним уравниванием. Внутренний сильфон 3 ограничен сверху мембраной, а снизу соплом. При такой компоновке давление под мембраной ниже, чем за соплом. Это давление определяется местом присоединения уравнительной трубки. Натяг пружины регулируется зубчатой передачей и штоком 5 регулирующего устройства.
Следует отметить, что корпуса подобных ТРВ изготавливаются из нержавейки. Изделия не имеют встроенных фильтров.
Выявление неисправностей
Холодильная система – это множество взаимосвязанных компонентов, узлов. Выход из строя любой «детали» холодильника, кондиционера, другого климатического устройства вызывает расстройства, по признакам, перекликающимся с поломками других элементов.
Среди наиболее частых поломок ТРВ:
- банальная протечка сильфона. Причины разгерметизации – всевозможные, но результат определяется степенью утечки. Сильфон без хладагента инициирует перекрытие клапаном ТРВ магистрали циркуляции хладагента;
- частичная утечка характерна пульсирующим режимом работы системы – игла клапана периодически открывает/перекрывает путь хладагенту под воздействием остающегося объема хладагента;
- неисправность дросселирующего узла/дюзы выявляются легко, если этот элемент сменный. Дюзу просто извлекают, а затем возвращают на место, фиксируя наличие сопротивления. Отсутствие такового – признак избыточного расстояния между иглой и седлом сильфона. Единственный выход – заменить весь ТРВ;
- залив компрессора хладагентом – признак зависшего ТРВ, работающего с максимальной пропускной способностью. Прибор не реагирует на термобаллон, ручное управление. Здесь тоже требуется замена ТРВ;
- очень часто, греша на ТРВ, впоследствии выявляют недостаток хладагента в системе. Реабилитация устройства проста
- отключается компрессор, а соленоид оставляется открытым. Выровнявшееся давление по обе стороны вентиля – признак утечки в системе;
- в системах с выносным конденсатором вентили иногда оказывают излишнее сопротивление хладагенту. На поверку оказывается, что причиной является большая протяженность магистрали – компрессор неспособен преодолеть её сопротивление, а затор происходит вроде в ТРВ. Аналогично ведет себя система с конденсатором, смонтированным ниже агрегата;
- сильные колебания давления на всасе – больше, например, 2.5 бар – тоже воспринимаются, как дефект вентиля. Обычно виновником является излишний объем заправки системы;
- неудовлетворительный теплосъем с испарителя проявляется хронических заниженным давлением всаса. Перегрев при этом остается нормальным либо пониженным. Начинать тестировать ТРВ здесь бессмысленно – следует заняться очисткой фильтров, промывкой испарителя. Заниженное давление всаса провоцируется льдообразованием на трубах испарителя.
Если запуск холодильной системы сопровождается образованием вакуума на всасе, то рекомендуется сначала проверить положение вентиля ресивера, соленоидного клапана, беспрепятственность следования хладагента через фильтр и только потом разбираться с ТРВ.