Крепление воздуховодов шпилькам или штангами выбирается в случае недостаточной длины болтов, винтов. Строительные конструкции, которые должны нести вентиляционный короб не всегда допускают непосредственное крепление воздуховодов, а иногда это исключено соображениями безопасности или дизайна.
Варианты применения шпилек, штанг
Шпильки, штанги надежно соединяют и позволяют удерживать на нужной удаленности металлические воздуховоды. Например, пару воздуховодов, разнесенных на несколько сантиметров/дециметров, проще всего позиционировать «уложив» на металлическую поперечину и зафиксировав шпильками, ввернутыми в «ложе». Варианты поддерживающих конструкций разрабатываются конструкторами. Интервал их крепления 500~700 миллиметров.
Шпильки напоминают болты, лишенные головки. Резьба может прерываться в середине штанги, когда технологически она используется на концевых участках изделия. Например, метровая штанга, удерживающая траверсу/поперечину, имеет резьбу на 100-миллиметровых оконечных участках, чего достаточно для регулировки подвески. Гладкая 800-миллиметровая часть штанги снижает трудоемкость её изготовления. Элементы, удерживающие воздуховоды, связываются со штангой гайками.
Технология подвески воздуховода «шпилька-траверса» подходит для каналов прямоугольного сечения, имеющих ширину ≥ 0.6 метра. Такие воздуховоды поддерживаются траверсой, а фиксация каналов осуществляется шпильками. Последние препятствуют поперечным смещениям коробов. Такой прием сохраняет целостность вентканалов. Ведь применение саморезов, крепящие короб к стройконструкции, нарушают герметичность воздуховода.
Проектируя воздуховоды круглого сечения, конструкторы закладывают их крепление хомутами, подвешиваемыми на шпильки. Если требуется разнести стройконструкции и короба, используются штанги. Закладывая крепеж, инженеры предусматривают резиновые гасители колебаний.
К потолочным конструкциям шпилька, несущая хомут, крепится металлическим анкером/пластиковым дюбелем. Последнее допустимо для каналов небольшого размера. Хомуты обычно применяют разъемные – разболтив одну сторону, можно уложить воздуховод и восстановить соединение, закрутив болт.
Самая дешевая технология крепления круглых коробов – металлическая перфолента, охватывающая и фиксирующая воздуховод. Длинный конец ленты крепится к строительным конструкциям винтами, саморезами. Такая технология применима для подвеса легких коробов. Жесткость фиксации здесь низкая – поперечные, продольные колебания всей системы может вызвать нарушение герметичности канала.
Самая надежная конструкция – две штанги, поддерживающие поперечину, на которую уложено несколько воздуховодов. Поперечные смещения коробов исключаются шпильками или другим специально разработанными фиксаторами, крепящимися к поперечине. Применяя виброгасители, можно значительно снизить шумы, генерируемые вентиляционной системой.
Как крепят шпильки
Шпильки, штанги крепят с учетом материала строительных конструкций. Ведь эти элементы, поддерживающие воздуховоды, можно связать с железобетонными балками через специальные закладные – к таковым приваривают пластины с проушинами под штанги. Иногда изготавливают хомуты, крепящиеся к балкам из железобетона, а через них нагрузку передают шпилькам. Другой вариант – сверление бетонного основания и заделка цанги. Последняя будет удерживать анкер, адаптированный под шпильку. Деревянные балки, конструкции упрощают крепление шпилек – просто сверлится сквозное отверстие. Штанга удерживается гайками, а древесная поверхность защищается шайбами. Металлические строительные конструкции позволяют обойтись сваркой. Правда, приваривать шпильку к железной балке никому в голову не приходит. Обязательно используется «протектор», обеспечивающий ремонтопригодность конструкции.
Прочность штанг
Эта характеристика определяется нагрузкой, которую будет нести штанга. Разработчики креплений сначала определяют воздействие массы всех поддерживаемых элементов воздуховода на шпильки. Местные особенности конструкции могут влиять на общее распределение нагрузки по штангам. Например, регулирующий клапан внесет значительную лепту в вес воздуховода и придется использовать более прочные на разрыв шпильки. Сечения шпилек обычно определяется по таблицам.
Материал шпильки
Закладываемая проектировщиком шпилька должна противостоять эксплуатационным воздействиям. Подразумеваются не нагрузки, а состав атмосферы, которая под цеховыми сводами бывать очень разная – агрессивная кислотная/щелочная.
Под высокую влажность, температурные перепады лучше закладывать латунные штанги. Оцинкованная сталь тоже хорошо противостоит вышеперечисленным факторам, добавляя механическое сопротивление растягивающим нагрузкам. Шпилька-нержавейка – идеальный вариант высококоррозионного крепежа, демонстрирующего совмещение свойств легированной стали и цветмета.