Технология монтажа воздуховодов в пролетах возводимых цехов или в больших помещениях строящихся коммерческих объектов, обычно предусматривает некоторое опережение другие работы. Например, установку технологического оборудования.

Рассинхронизация работ, предусмотренная СНиП

Следует отметить, что СНиП 3.05.01-85 занимает четкую позицию относительно практикуемого монтажниками опережения установки воздуховодов на фоне отставания монтажа технологического оборудования – целесообразна именно эта последовательность работ.

Однако, монтируемые воздуховоды изначально привязываются к проектным отметкам – инженеры, проектирующие климатические сети, и инженеры, занимающиеся расстановкой технологического оборудования, работают сообща, согласовывая решения.

Некоторые воздуховоды, имеющие продольные швы, можно монтировать, не обращая внимания на эту особенность. Исключением являются короба, через которые будет идти увлажненный воздух. Здесь ориентация швом вниз СНиПом запрещается.

Увлажненный воздух – это среда, которая благоприятна для создания условий, сопровождающихся выпадением росы. Поэтому воздуховоды монтируют с уклоном 0.01~0.15. Направление уклона выбирается по расположению дренирующего оборудования.  

Чтобы минимизировать сопротивление движению воздуха, монтажники при фланцевой стыковке воздуховодов обязаны устанавливать герметизирующие прокладки, следя, чтобы уплотнения не снижали внутреннее сечение короба.

Нормами регламентируются и материалы, которые применяют для герметизации воздуховодов:

№п/п Назначение воздуховода Материал уплотнения
1 Перемещение воздушной массы, транспортировка отходов материалов – температура среды менее 70 градусов. Поролон, резина ленточная монолитная, полимерный мастичный жгут.
2 Вышеперечисленные воздушные массы температурой выше 70 градусов. Шнур/картон асбестовые.
3 Транспортировка паров, содержащих взвеси кислот. Резина кислотостойкая, пластик кислотостойкий.
Бесфланцевые воздуховоды/короба    
4 Перемещение воздушных масс. Температура ≤ 40 градусов. Лента «Герлен».
5 То же, но для круглых воздуховодов, перемещающих воздух температурой ≥ 70 градусов. Мастика «Бутепрол».
6 То же, но с температурой ниже 60 градусов термоусаживающиеся манжеты/ленты.

Герметизация фланцевых соединений достигается не только применением вышеперечисленных материалов – не меньшая роль принадлежит крепежу, стягивающему отдельные отрезки воздуховодов. Регламентирующие монтажные работы документы требуют упорядоченной ориентации болтов, гаек. Подразумевается одинаковое расположение головок болтов и гаек – по одну сторону фланца. Вертикальные воздуховоды скрепляются так, чтобы головки болтов при ослаблении крепления не выпадали – резьбы, с накрученными на них гайками, должны смотреть вниз.

Главное требование к монтажникам – установка воздуховодов должна соответствовать проекту.

Опры, подвески, хомуты, поддерживающие горизонтально прокладываемые голые воздуховоды, не имеющие фланцев, следует располагать на 4-метровом расстоянии (max). Данным требованием охватываются воздуховоды круглые Ø менее 400 миллиметров или прямоугольные с большей стороной, не превышающей 400 миллиметров.

Приведенный выше параметр необходимо снизить до 3 метров при аналогичном формате воздуховодов, если Ø превышает 400 миллиметров или равно ему. Тоже для прямоугольного воздуховода.

Крепления горизонтальных металлических голых воздуховодов с фланцами, имеющими Ø менее 2000 миллиметров (или прямоугольные с большей стороной менее указанного значения) размещаются с интервалом ≤ 6 метров. Разбег креплениями металлических изолированных воздуховодов любых Ø и поперечных сечений, превышающих 2000 миллиметров, определяется проектировщиком.

Специалисты, ведущие монтаж, должны следить, чтобы после затяжки крепежа, хомуты охватывали воздуховоды без зазоров. Вертикальные отрезки воздуховодов требуется крепить хомутами, удерживающими конструкциями, располагаемыми на 4-метровом расстоянии друг от друга.

Если воздуховод металлический проходит через межэтажные перекрытия 4-метровой или меньшей высоты, то он закрепляется уплотнением проходных отверстий. Крепление воздуховодов вертикальных при большей высоте перекрытия разрабатывается проектом. Рабочая документация в этом случае должна содержать комплект креплений нетипового характера.

Запрещено крепить растяжки, удерживающие воздуховод, или конструкции, поддерживающие его, к фланцам. Подвеска должна завершаться регулировкой подвески, которая должна испытывать одинаковые нагрузки.

Для вертикально идущих воздуховодов допускаются 2-миллиметровые (max) отклонения от отвеса на каждый метр воздуховода.