Металлические воздуховоды, являющиеся частью внутренних сантехсистем, как и другие инфраструктурные элементы, должны изготавливаться по СНиП 3.05.01 85.
Габариты воздуховодов
Упомянутые нормы дают инженерам общее представление относительно предмета разработки. Окончательной точкой – детализацией системы – является результат работы конструкторов, выдающих проект. Документация позволяет передавать производственникам чертежи, описывающие параметры любого элемента вентиляционной системы, в т. ч. и воздуховодов.
Заготовительные отделения, занимающиеся производством воздуховодов, имеют технологические карты, регламентирующие конструктивные особенности этих изделий. Например, воздуховоды Ø 2000 миллиметров (max), на изготовление которых предусмотрено пустить кровельную сталь, делают спирально-замковыми. Другой вариант – прямошовные на фальцах. Перечисленные типы соединений допустимо упрощать, применяя сварочные технологии. Выбор вариантов диктуется оснащенностью заготовительного участка.
Вышеперечисленное распространяется на воздуховоды прямоугольного профиля – Ø 2000 становится наибольшей стороной сечения. При больших габаритах прямоугольные воздуховоды делают панельными – используется сварка, комбинированная технология – клеесварная.
Воздуховоды из листовой нержавейки, листового титана, алюминия, формируются фальцами или сваркой. Металлопластиковые конструкции – только на фальцах.
Сварка стальных воздуховодов
Листы толщиной (h) ≤ 1.5 миллиметров можно варить только внахлестку, а 1.5~2- миллиметровые внахлестку/встык. Листы, h которых превышает 2 миллиметра, варят встык.
В зависимости от техоснащенности заготовительных цехов линейные участки воздуховодов/фасонку варят плазменной, полуавтоматической либо автоматической сваркой. Шов формируется под слоем флюса либо инертного газа. Возможно использование аппаратов контактной/точечной сварки. Наиболее технологична – аппараты роликовой сварки. Не запрещена и ручная.
Алюминиевые воздуховоды – отдельная технология. Здесь регламентируется набор технологических приемов – рекомендуют:
- аргонодуговую автоматическую – применяются плавящиеся электроды;
- аргонодуговую ручную – применяют присадочную проволоку, а электроды неплавящиеся;
- газовую.
Вышеприведенными требованиями регламентируется и сварка алюминиевых сплавов. Титановые воздуховоды варятся аргонодуговой технологией с плавящимся электродом.
Фальцы – когда применяют
Воздуховоды, на которые пущен 1.5-миллиметровый листовой алюминий/его сплавы формируются только фальцами. При толщине 1.5~2 миллиметра используется сварка/фальцы. При толщине алюминиевого листа, превышающей 2 миллиметра, должна использоваться исключительно сварка.
Фальцевые соединения страхуются по обоим сторонам сваркой или электрозаклепками, если на воздуховоды пущен алюминий/его сплавы, нержавейки, кровельный лист, а сам воздуховод будет иметь Ø больше 500 миллиметров или когда большая сторона прямоугольного сечения воздуховода превысит упомянутый размер. Кроме перечисленных технологий страховки прочностных свойств шва применяют просто заклепки либо кляммеры.
Фальцы с отсечкой регламентируются СНиП при любой толщине стали, алюминия, нержавейки, другого металла.
Концевые участки фальцев, находящиеся по торцам воздуховодов, закрепляются заклепками – стальными/алюминиевыми. Крепеж должен иметь оксидное покрытие, если предполагается эксплуатация изделий в агрессивных условиях. Последнее оговаривается заказчиком и фиксируется рабочей документацией. Аналогично закрепляются швы ответвительных отверстий металлопластиковых воздуховодов.
Обязательное требование к фальцевым швом – одинаковая ширина, равномерная осадка. Недопустимо пересечение фальцевых швов.
Прямым участкам прямоугольных воздуховодов со стороной свыше 400 добавляют жесткость устройством зигов – шаг 200~300 миллиметров. Можно формировать диагональные зиги. При габарите стороны, превышающем 1000 миллиметров, зиги должны дополняться наружными/внутренними рамками жесткости. Максимальный выступ внутренних рамок, сужающих воздуховод, – 10 миллиметров (max). Рамки обязательно крепятся заклепками или точечной сваркой. Можно применять электрозаклепки.
Рамки жесткости металлопластиковых воздуховодов крепятся алюминиевыми/ стальными заклепками. Последние должны иметь защитное покрытие – тип оговаривается проектом.
Отдельные секции воздуховодов соединяются между собой фланцевыми соединениями. Допустимо и бесфланцевое – главная задача – обеспечить герметичность и прочность. Сами фланцы закрепляются отбортовкой, точечной сваркой, заклепками.