Монтаж воздуховодов – это подраздел обширных нормативных материалов, описывающих производство работ, принципы их организации, технологии выполнения.

Область применения


Любые работы, связанные с производством, монтажом, наладкой, описываются «Типовыми технологическими картами». Монтажная организация, подрядившаяся смонтировать вентиляционную систему, должна разрабатывать «Технологическую карту», привязанную к конкретному проекту.

Типовые карты используются проектными организациями, эксплуатационным персоналом. Первым они нужны для разработки стандартных подходов в разработках, гарантирующих совмещение технических решений разделов общего проекта. Вторым типовые карты помогают разрабатывать местные технологические карты, вести работы безопасными методами.

Общие положения

Анализ трудозатрат на монтаж всевозможных систем – вентиляции, кондиционирования, пневмотранспорта – показывает, что наибольший объем работ приходится на монтаж воздуховодов. Основной фактор «перекоса» – высотные работы/работы на высоте.


Монтажу воздуховода предшествуют подготовительные работы. Например, сборка отдельных блоков на земле, после которой готовый элемент системы подъемными механизмами/машинами – самоходными кранами, лебедками, гидроподъемниками, другими – доставляется для крепления и соединения с уже смонтированной частью системы.

Метод монтажа, описываемый в ТТК, определяют следующие обстоятельства:

  • особенностями строительных конструкций;
  • техническими решениями, предложенными разработчиками проекта;
  • оснащенностью подрядчика механизмами.

При всех перечисленных факторах, однако, общепринятым является максимальное снижение работ высотных/на высоте. Следование этому принципу выливается в организацию сборки отдельных элементов воздуховодов, достигающим 30-метровой и большей протяженности, других частей будущей вентиляционной системы на «нулевой отметке».

Горизонтальные металлические воздуховоды

Монтаж таких воздуховодов, выполненных из металла, предполагает следующую последовательность работ, независимо от проекта:

  • приварка, пристрелка, элементов креплений к закладным на железобетонных/металлических конструкциях. Существуют и другие способы крепления;
  • определение последовательности монтажных работ – выбираются места размещения подъемных механизмов/машин/приспособлений, готовят подмости/леса;
  • организация сборки элементов воздуховодов – обеспечение работ инвентарными подставками/площадками, облегчающими выставление отдельных деталей;
  • установка средств крепления – используются приваренные/пристреленные элементы;
  • подъем собранного участка воздуховода – используются механизмы, стропы, оттяжки, помогающие ориентировать поднимаемый элемент;
  • фиксация участка воздуховода к заранее смонтированному крепежу;
  • стыковка – фланцевая/другая – с ранее смонтированным участком.

Проектировщики, определяясь с трассой, учитывают решения смежников по другим системам, и используют перекрытия, наружные стены, эстакады, фермы. Составляя ТТК, специалисты руководствуются и СНиП, регламентирующими устройство систем. Немаловажно, чтобы будущая вентиляционная система была ремонтопригодна, а её эксплуатация не вызывала трудностей.

Технология монтажа диктуется расположением трассы – вертикальное/горизонтальное, внутри/снаружи объекта, наличием колонн, величиной межферменного пространства, другими строительными элементами здания.

Монтажные положения


Термин, вынесенный в подзаголовок, – это регламентация расположений воздуховодов относительно окружающих конструкций зданий/строений. Алгоритм прокладки трассы следующий (для прямоугольных/круглых):

  • оси воздуховодов выставляются параллельно плоскостям строительных элементов;
  • расстояния «ось воздуховода – строительная конструкция» определяются по формулам. Для круглых – половина диаметра + 300 мм, для прямоугольных – половина соответствующей стороны воздуховода + 300 мм. Аналогично определяются допуски по сближениям, пересечениям с другими коммуникациями;
  • минимальный зазор «фланцевое/другое соединение – стройконструкция» должен составлять 100 миллиметров. Под «другое» подразумеваются – бандажи, рейки, планки, раструбы.

Крепление воздуховодов

Расстояния, регламентирующие расположение отдельных элементов, поддерживающих бесфланцевые воздуховоды на горизонтальных участках, ограничиваются следующими значениями:

  • максимум 4 м при Ø воздуховода ≤ 400 мм (для прямоугольного расстояние ограничивается 400-миллиметровой большей стороной воздуховода);
  • максимум 3 м, начиная с вышеприведенных параметров, превышающих 400 мм.

Для металлических фланцевых воздуховодов расстояние между поддерживающими элементами следующие:

  • максимум 6 м при Ø воздуховода ≤ 2000 мм (для прямоугольных – ориентир большая сторона меньшая 2000 мм);
  • при больших значениях диаметров/сторон вопрос решается проектировщиками.

Напомним, приведены лишь базовые принципы, параметры подвески.