Власти Миссури зарегистрировали компанию Sporlan в 1934-м. Предприятие арендовало 750 квадратных футов в Мейплвуде. В документах она тогда называлась Spoehrer-Lange, что отражало фамилии отцов-основателей бизнеса.
Оба были дипломированными электротехниками, окончившими Вашингтонский университет. Сначала Lange работал университете, исполняя обязанности электротехника-инструктора, а годом позже стал сотрудником инженерного подразделения General Electric в Сент-Луисе, занимавшегося промышленным контролем.
Spoehrer, закончив университет в 1925, организовал электротехническую фирму, занимавшуюся подрядными работами. Предприятие называлось S&S Electric – аббревиатуру образовали начальные буквы фамилий инициаторов бизнеса, оказавшегося успешным.
В 1925-м происходит событие, приближающее создание Sporlan. К руководству корпорации York Ice Machinery, сотрудничавшей с General Electric, обращаются представители бизнеса, занимающегося изготовлением холодильных машин. Им нужен клапан, регулирующий производительность холодильных установок, использующий аммиак. Бизнесмены получают отказ – руководство авторитетных организаций заявляет, что рыночный спрос – мизерный. Дело не выгодное.
Инженер, работавший в «Йоркских ледяных машинах», узнав обстоятельства, предложил бизнесменам-холодильщикам свои услуги и связался с Lange. Поразмыслив, они сделали вывод – охладители на аммиаке набирают обороты. Можно попробовать.
Механическую модель клапана-регулятора Ланге разрабатывал в подвале дома, где проживал. Покончив с расчетами, он связался со Spoehrer и Saxom, имевшим собственную механическую мастерскую. Приняв предложение, они решили основать компанию St. Louis Motor Valve, которая занялась бы выпуском механических клапанов-регуляторов.
20-е годы были тяжелыми и первоначально Lange, не покидал стен General Electric, в свободное время отдавался идее создания электроприводной модели регулятора. Успех принес 1926-й – появились чертежи электроприводного устройства, которое могло автоматически регулировать проток хладагента. Lange и Spoehrer, выкупив чертежи, продолжили заниматься своими делами – один мастерской, другой работой в General Electric.
В эти же годы автоматическими расширительными устройствами занималась компания Alco. Недостатком её изделий являлась дороговизна и руководство фирмы предложило Ланге и Шпереру сконструировать регулятор подешевле, взяв за основу конструкции электромагнит.
Развивая идею заказчика, друзья сконструировали компактный узел управления производительностью холодильной машины, отличавшийся от существующего дешевизной. Время, конечно, существенно изменило базовую модель, но принцип, заложенный компанией Louis Motor Valve – клапан с соленоидом – сохраняется и сегодня, служа холодильной промышленности.
Наступивший октябрь 1929-го стал решающим – компаньоны продали Louis Motor Valve владельцам Alco, а сами стали миноритарными акционерами. Ланге становится главным инженером бренда, а Шперер занимает должность казначея и секретаря.
Впрочем, работа здесь не была продолжительной. В декабре 1933-го друзья подают в отставку, продают акции Alco и учреждают собственное дело – компанию Spoehrer-Lange, начавшую работать с января 1934-го. Старт не принес головокружительного успеха – было продано лишь 792 термостатических расширительных клапанов. Однако, второй год ознаменовался беспрецедентным ростом продаж – фирма реализовала 3800 устройств. Следующим годом продажи подскочили до 9200 единиц.
Устраивавший уровень спроса продукции сначала компаньонов устраивал, но в 1939-м было решено построить завод на Миссури – транспортная артерия сулила расширение рынка. Этот период работы компании характеризовался разрастанием сети поставщиков – представительства бизнеса имели семь офисов, разбросанным по штатам – Нью-Йоркский занимался экспортными операциями, которые стартовали 1936-м.
В 1944-м друзья решились на ребрендинг – старое доброе Spoehrer-Lange Company заменили на Sporlan Valve, которым маркировались изделия. Успешность бизнеса сопровождалась развитием производственных, административных, конструкторских подразделений и в 1947-м стало понятно, что ресурс площадей исчерпан. Принимается решение обосноваться на Сассекс-Авеню – там приобретается недвижимость. Разрастается и вашингтонское отделение – площади старого завода прирастают 6000 квадратных футов нового здания.
Сюрприз принес 1940-й – несколько клапанов были возвращены. Материал, конструкция заказчиков устраивали, но работоспособность регуляторов была нарушена загрязнениями и влагой. Бороться с подобными явлениями решили внедрением фильтров-осушителей.
Первоначально новинки комплектовали селикагелевыми вставками, но некоторые компоненты вещества – свинец – вызвали опасения холодильщиков. Конструкторы Sporlan начали экспериментировать с осушителем на оксиде алюминия, который удерживал влагу при высоких температурах, где функции силикагеля исчерпывали себя. Алюминиевый фильтр-осушитель к тому же хорошо очищал хладагент от кислотных фракций.
Дорога в сегодняшний рынок компанией Sporlan начиналась в 50-х. Основной заводской корпус прирос новыми площадями, технологиями. Механический цех оснастили современными для тех лет оборудованием. Когда вашингтонскому производству в 70-х стало тесно, возвели сборочный завод площадью 19 акров неподалеку. Подобным наращиванием мощностей ознаменовались 1978-й, 1986-й.
Возвращаясь немного назад
Sporlan 1950-х – это поставщик компонентов систем охлаждения, кондиционирования. Среди заказчиков - Carrier, General Electric, Westinghouse, Airtemp-Div, множество других. Одновременно маркетинговый отдел создает сеть оптовых продавцов в США. Доверенными компаниями становились избранные – проводилась политика ограничения числа ритейлеров. Одна из моделей расширительных клапанов, разработанная в 50-х, используется и сегодня. Эта разработка стала базовой, служащей фундаментов для других конструкций регулирующих устройств.
Заметим, численность офисных работников, например, в Сент-Луисе не превышала шести десятков, отдельные представительства компании обходились 25-ю сотрудниками.
Sporlan выходит за пределами континента
За пределы США бренд выходит в 1962-м, начиная осваивать канадский рынок. Подразделение, занимающееся зарубежными бизнес-продажами, именуется Sporlan Valve Co. Последние годы 60-х – это время экспансии американских технологий. Для бренда они становятся периодом непрерывно растущего экспорта. Особенно благоприятны для климатического бизнеса были 1974-75 годы, когда разрасталась сеть дистрибуторов, создавались новые устройства, увеличивалась численность персонала.
Несколько слов о Hermann Spoehrer
Лидирующем положением в индустрии HVAC бренд обязан Герману Шпоеру, возглавлявшего топ-менеджмент «Института кондиционирования». Кстати, предшественником этот института было общество «Холодильник», которое впоследствии трансформировалось в «Американское общество инженеров по отоплению и кондиционированию воздуха».
Во всех организациях Шпоер занимал руководящие позиции. Умер мэтр холодильной индустрии в 1968-м в возрасте 64 лет. Память его увековечена «Мемориальной премией», которой ежегодно отмечаются инженеры, внесшие наибольший вклад в развитие холодильной техники.
Кто принял эстафету Шпоера
На смену ему пришел Вильям Вишмейер, возглавлявший Совет директоров бренда в 1969-72-м. Эстафету подхватил выпускник Вашингтонского университета, который в 1937-м начал работать в Sporlan инженером-эксплуатационником. Его трудовая деятельность прерывалась Второй мировой войной, но вернувшись, он становится главным инженером. Пост генерального директора он занимает в 1968-м, а в 1977-м становится президентом. В эти годы Ланге удостаивается звания заслуженным учредителем компании.
Сегодняшняя модель торговли
Недавно компания подтвердила верность двухэтапной цепочке торговли и объяснила игнорирование преимуществ, открываемые интернет-магазинами.
Предыдущее десятилетие считалось расцветом виртуальной торговли – часть дистрибуторов заявила, что двухступенчатая модель реализации продукции – путь динозавров. Действительно, интернет открывает дорогу к прямому продавцу компонентов холодильной техники.
Однако «Спорлан» продолжила традиционную торговую линию, объясняя твердость позиций специфичностью продукции. Приобретение последней требует технической подготовки, наличия прикладных знаний. Таковыми компетенциями обладают наши дистрибуторы, могущие объяснить покупателям особенности, например, расширительных клапанов именно этой линейки. Вот персонал дистрибуторов способен «разжевывать» особенности изделий по телефону, через контакты сайтов, другими способами. Каждый должен заниматься своим делом, заключило руководство бренда.
Насколько велик авторитет бренда демонстрирует факт пятилетней давности. Schneider Electric анонсировала очередную линейку драйверов, обеспечивающих управление электронными ТРВ посредством устройств своего изготовления. Среди клапанов, для которых предназначались программки числилась и компания Sporlan.
Придерживаясь традиционной торговли, компания в 2016м вышла на рынок Великобритании, предложив фитинги, не требующие пайки. Владычица морей стала тогда ключевой точкой, открывшей двери для этой технологии соединения компонентов холодильной техники.
Предложенная инженерами технология равномерного обжима соединяемых медных трубчатых компонентов отличалась совершенством – специальные обжимные клещи, создававшие 700-футовое давление, равномерно распределявшееся по окружности соединения, держали хладагенты лучше паяных конструкций.