Струйная вентиляция, ставшая обыденностью зарубежных объектов, наконец пришла в Россию. Инженеры РЕГУЛВЕНТ наработали опыт проектирования, монтажники уже реализовали пилотный проект.
Сфера применения
Заграничный бизнес применяет струйную вентиляцию на подземных парковках. Технология охватывает противопожарную, общеобменные системы. Последняя новость касается дрезденской парковки. Российский бизнес повторяет путь зарубежных коллег – например, компания Donstroy применила новинку в паркинге московского объекта.
Комментируя внедрение, руководство фирмы пояснило: парковка нового формата выглядит «странно» – исчезли привычные трубы, провода, шахты, затмевающие потолок. Пространство стало объемным, прибавило эстетики, высоты. Подсказали коллеги зарубежной компании. Инженеры компании попробовали – получилась креативная парковка.
Как работает
Основа всего – струйный вентилятор. Ничего нового – обычный осевой агрегат высокого давления, способный прокачивать на значительные расстояния солидные объемы воздуха.
Например, испанская модель SOLER PALAU TJFT, имея диапазон диаметров 315~630 мм, обеспечивает прокачку 4500 кубов ежечасно при скорости потока 16 м/сек. Алюминиевая крыльчатка вентилятора – реверсивная. Корпус изделия – листовая сталь, оцинкованная технологией «горячее погружение». Другие технические особенности:
- имеется наружная клеммная коробка;
- в комплекте круглые шумогасители, защитные решетки;
- диапазон эксплуатационной температуры – «-20~+40°»;
- Электродвигатель – трехфазный, двухскоростной. Можно заказать двухполюсные, но односкоростные.
Цвет покрытия определяет заказчик.
Компоновка струйных вентиляторов
Проектировщики паркингов закладывают последовательную установку струйников, что гарантирует безвоздуховодную передачу потока между вентиляторами. Инженеры-аэродинамики, разрабатывая базовые проекты, пояснили: воздуховодами выступает подпотолочное пространство. Мощная тяга этих вентиляторов блокирует распространение вытяжки на весь объем паркинга.
Другая особенность струйных вентиляторов – реверсное нагнетание воздуха. Единичный вентилятор может прокачивать воздух в двух направлениях. Функция реализуется при пожарах, превращая вентиляцию в систему дымоудаления. Здесь требуется небольшое отступление, поясняющее смену функционала:
- штатный режим – это нагнетание воздуха системой струйных вентиляторов. Поток передается последовательно – один, второй, третий… пока воздушная струя не достигнет вытяжной шахты;
- при пожаре срабатывает программа реверса, заставляющая часть вентиляторов сменить направление прокачиваемого потока – они начинают откачивать дым от места возгорания, захватывая и кислород, способствующий горению. Это упрощает эвакуацию людей, техники.
Пример зарубежной парковки
Струйными вентиляторами оснащена дрезденская парковка, разместившаяся в ТЦ Altmarkt. Вентиляторы, смонтированные над проездами, образуют «линию» передачи воздушного потока. Применив новшество, конструкторы избавили паркинг от традиционных приточно-вытяжных агрегатов, обслуживающих верхние и нижние зоны стоянки.
Потолок парковки, освобожденный от воздуховодов, позволил снизить высоту этажа, сократив капитальные вложения застройщика. Напомним, использование традиционной приточно-вытяжной вентиляции заставляло эксплуатационников оперировать понятиями «полезная высота». Ведь система вентиляции отнимала 500~800 мм параметра.
Кстати, двухэтажный паркинг, с точки зрения снижения капитальных вложений, еще выгоднее – парковка выигрывает 1.5 метра. Трехэтажная парковка «экономит» застройщику почти дополнительных этаж.
Немного скепсиса
Заметим, некоторые специалисты воспринимают струйную вентиляцию негативно. Раздражение вызывает замалчивание необходимости оборудования приточно/вытяжных шахт. Последние оснащаются мощными агрегатами, нагнетающими/вытягивающими воздух из паркинга. Ведь передаваемые «струи», поясняют эксперты, все-таки нужно чем-то формировать.
Расположение шахт не произвольное – эти элементы должны занимать противоположные стороны помещения. Только так обеспечивается правильное движение фронта «воздух/дым». Шахты нарушают архитектурный стиль. Впрочем, струйная вентиляция может «навредить» только авторским проектам.
Другая трудность внедрения стуйников – отсутствие соответствующих СНиП. Пока местные власти все-таки разрешают новацию. Среди примеров – Казань, запустившая парковку на 40000 квадратов.
Краткие выводы
Подытоживая, опыт реализации проектов струйной вентиляции для паркингов, специалисты РЕГУЛВЕНТотмечают следующие преимущества технологии:
- совмещаются обменная и противодымные системы – сокращается объем закупаемого оборудования;
- появляется режим реверса, что удваивает функционал системы;
- пропадают воздуховоды – снижаются капитальные, эксплуатационные затраты;
- сокращается габариты этажей по высоте, что минимизирует инвестиции.