Электронный ТРВ имеет 70-летнюю историю. Терморегулирующие вентили – изобретение германской компании Alco Controls. Целая гамма этих устройств предлагается regul-vent. Продукция бренда зарекомендовала себя временем.
Краткая история производителя
Электронные ТРВ разрабатывались Alco Controls на базе механических регулирующих вентилей, производство которых началось в 1924-м. Рынок потребовал создания устройств, способных поддерживать температуру технологических процессов. Бренд ответил разработкой терморасширительного вентиля. Впоследствии надежность, эффективность продукции способствовала завоеванию мировых рынков холодильной, климатической техники. Запрос технологов на прецизионные холодильные системы поставил новую задачу, на которую немцы отозвались созданием электронных регуляторов, которые часто называют и электрическими.
Зачем нужны ТРВ
Основная характеристика холодильных, климатических систем – холодопроизводительность. Владельцы кондиционеров, устанавливая температуру, в действительности задают сплит-системе некую холодопроизводительность, которая постоянно меняется автоматикой, отслеживающей изменения условий обслуживаемого пространства – разошлись облака, и вышедшее солнце начало прогревать комнату, или в холодильную камеру загрузили продукты, повысившие её температуру. Интенсивность производства холода, стабильность температурного режима обеспечивается именно ТРВ, гарантирующим оптимизацию эксплуатационных затрат. Например, электроэнергии.
Как работает механический ТРВ
Принцип действия ТРВ довольно прост – поступил сигнал от температурного датчика и регулятор «скомандовал», например, интенсифицировать выработку холода. На практике это означает:
- требуется повлиять на входящий в испаритель хладагент;
- обеспечить некоторые условия на выходе испарителя;
- постоянно изменять объемы выработки холода;
- реагировать на экономичность компрессора или группы компрессоров.
В схемах климатической техники ТРВ монтируется перед входом в испаритель, реагируя на температуру теплоносителя. Регулирование протекающих объемов хладагента осуществляется механически – мембрана воздействует на заслонку. Деформация мембраны – это реакция на давления, подающиеся на её противоположные стороны – одно от выхода, другое от входа в испаритель. Параллельно мембрану удерживает пружина, степенью сжатия которой определяется перегрев хладагента. Эта тройка воздействующих на заслонку факторов и меняет проток хладагента.
Как работает электронный ТРВ
Электронные ТРВ решили проблемы механических, основным недостатком которых были мембраны. На смену последним пришло регулирование протока хладагента игольчатой заслонкой. Перемещает ее шаговый электродвигатель – число ступеней регулирования – 250~1500. Воздействующие факторы генерируются несколькими датчиками. Не забыты вход/выход испарителя, появились другие.
Многообразие воздействий, введенных конструкторами, оптимизирует положение «заслонки». Результат – снижается перегрев хладагента. Например, при механическом регулировании индикатор достигал 10º, электронные снизили показатель вдвое. Производители, рекламируя применение электронных ТРВ, обещают 20-процентное снижение электропотребления. Цепочка здесь такая:
- величина перегрева упала;
- снизилась температура на входе компрессора;
- снизилась температура конденсации;
- сократилось электропотребление.
Типы электронных ТРВ
Сегодня разработчикам климатической техники, холодильного оборудования рынком предлагаются два типа ТРВ:
- импульсно-модулирующие, заслонка которых систематически принимает положение «открыта/закрыта». Цикл занимает 6 секунд – открывшись, заслонка начинает пропускать хладагент. Чем длительнее период «открыта», тем больше масса протока. Длительность открытого положения определяет электронный контроллер, чаще называемый термостатом, отслеживающим перегрев хладагента.
Производители гарантируют 15-летнюю эксплуатацию такого ТРВ, в течение которой цикл «открыта/закрыта» повторится 80 миллионов раз. Среди преимуществ этого типа регуляторов – способность полностью заблокировать проток. Последнее избавляет конструкцию климатической, холодильной техники от соленоидных вентилей. При аварийном пропадании электроэнергии конструкцией предусмотрено автоматическое перекрытие магистрали хладагента;
- плавно регулирующие протекание хладагента – используют шаговые электродвигатели. Применение последнего исключает гидроудары. Ход «заслонки» определяется мизерным поворотом ротора, не превышающим 1.8º, что трансформируется в поступательное её перемещение. Профиль перекрываемого сечения имеет сложную конфигурацию, обеспечивающую линейность изменения объема хладагента.
Несколько замечаний
Импульсно-модулирующие ТРВ, провоцирующие гидроудары, не рекомендуют монтировать на оборудовании холодопроизводительностью свыше 17 кВт. Трубопроводы, конечно, выдержат, но пайка электронных плат может подвести.
Достоинства электронных ТРВ определяются компонентами, боящимися низких температур. Иногда сбоит ПО.
Впрочем, специалисты РЕГУЛВЕНТ всегда предложат надежное конструкторское решение.