Продолжая тему выбора места монтажа отделителей, незавершенную в предыдущей части, отметим, что пониженная температура масла, которое будет возвращаться в компрессор, будет сохранена при условии установки устройства вблизи компрессора.
Дополнительная теплоизоляция устройству также не вредит – препятствует нагреву масла.

Чтобы часть хладагента, сконденсировавшегося в отделители, не повредила компрессор, попав в картер, линию отвода замыкают с входом компрессора. Проходные каналы, через которые начинает протекать хладагент, после запуска компрессора – способствуют его испарению, не ухудшая свойств масла.

Трубка/трубопровод, соединяющая отделитель с компрессором, называется «линией возврата». Последнюю необходимо оснастить смотровым стеклом, электромагнитным клапаном, ручными: вентилем, стопорным вентилем. Чтобы отрегулировать переток масла, ориентируются на уровень масла, проходящего через «смотровое стекло». Величину потока регулируют вентилем, добиваясь медленного движения масла. Компрессор при этом должен работать. Электромагнитный клапан связывают электрически со стартером компрессора – запущенный компрессор принуждает клапан открыться. Такая защита исключает переток жидкости в холодный компрессор, но не препятствует регулированию потока и испарению хладоносителя, если агрегат работает.

Функции маслоотделителей


Функционально схем работы отделителя масла выглядит следующим образом:
- газообразный хладагент покидает компрессор через линию нагнетания, перенося попутно частички масла;
- масло-хладогентная смесь, попадая в маслоотделитель, расширяется, теряя скорость;
- резкое снижение кинетической энергии инициирует активное разделение фракций;
- укрупнившиеся частички масла частично задерживаются входным фильтром. Здесь происходит ещё большее их укрупнение. Слипающиеся масляные капли падают вниз – собираются поддонной частью сосуда;
- хладагент подобных пертурбаций избегает – беспрепятственно проходит фильтр;
- масло, собравшееся внизу периодически удаляется по линии возврата, чему способствует поплавковый игольчатый вентиль;
- процесс удаления очень быстрый благодаря разнице давлений системы «маслоотделитель – картер компрессора»;
- ушедшее масло заставляет блокировать игольчатым вентилем линию возврата – нельзя допустить уход хладагента по линии возврата;
- дальнейший путь хладоносителя  всас компрессора.

Таким образом, главное назначение отделителя – освобождение паров хладагента от масла, возвращение последнего в картер, минимизация объемов масла, циркулирующего по системе.

Отделители масла разных брендов, серий всегда разительно отличаются конструкцией, показателем производительности, степенью отделения. Производители, следуя запросам рынка, выпускают разборные либо герметичные модели.

Отделители масла Frigomec

Бренд вывел на российский рынок свыше 30 моделей маслоотделителей. Среди них – трехступенчатые съемные SO/IS. Их последняя ступень обладает большим объемом, что востребовано системами, использующими инверторные компрессоры, мультикомпрессорные установки. Степень разделения модельного ряда – 95 %, разбег литража – 1.5~22 литра. Диаметры стыковочных патрубков – 12~80 миллиметров. Максимальное давление – 45 бар, температурный диапазон – «-10~+ 120°. Ниже приведена конструкция модели:


Габариты, значения присоединительных труб не указаны – уточняются менеджером сайта. Хорошо виден путь смеси «масло – хладагент» и игольчатый клапан внизу отделителя. Подключение ёмкости к компрессору – ниже:


Весь модельный ряд разбит на серии, отличающиеся присоединительными размерами, габаритами, производительностями, температурными режимами, допустимыми давлениями. Отдельные серийные маслоотделители могут работать с R134a, другие – с R404A, третьи – с R507. Некоторые адаптированы под R407C, R410A.

Полная номенклатура модельного ряда – около 30 единиц.

Другая модель бренда  SPO. Это съемные модули, снабженные коалесцентным картриджем. Работают в схемах с давлением 130 бар (максимальное – при заказе потребитель оговаривает свое). Фото маслоотделителя приведено в начале статьи. Сфера применения изделия – транскритические системы CO2. Разбег объемов модели – 5~50 литров. Температурный диапазон – «-10~+ 160»°. Номенклатурой эти превосходят предыдущие – заказчики вправе вырабатывать свои условия.

Продолжение будет. Последняя часть – обзор маслоотделителей ALCO CONTROLS.