Отделители масла производятся компанией Frigomec. Подробности о бренде приведены в статье «Итальянская Frigomec – все для холодильного оборудования».

Назначение отделителей


Холодильные компрессоры «заправляются» специальными маслами, циркуляция которых, начинаясь из картера, впоследствии охватывает остальные элементы системы. Общая картина выглядит следующим образом – нагнетаемый компрессором газообразный хладагент покидает его, захватывая масляную взвесь, курсирующую по системе. Незначительная масса масла, впрочем, элементам холодильной системы не вредит.

Однако, существует предел, за которым следует снижение холодопроизводительности – масло блокирует удаление тепла. Причина в образующейся масляной пленке, покрывающей внутренние поверхности трубчатых элементов конденсаторов, испарителей, других теплообменников.

Другая беда, которую несет избыточная масса масла, циркулирующего в системе – критическое понижение уровня смазки в картеле, что влечет поломку компрессора. Особенность низкотемпературных систем – невозможность удаления масляной пленки с внутренних поверхностей элементов холодильника. Результат – масло забивает систему. Проблема решается применением маслоотделителей. Сайтом regul-vent предлагаются S/O-KIT/RTK, разработанные итальянской Frigomec. Кстати, бренд не ограничивается этими моделями.

Где рекомендуется применение маслоотделителей

Отделители масла предусматриваются в системах:
- функционирующих при низких температурах;
- с хладагентами, не обладающими свойством смешивания с маслом;
- с испарителями, не возвращающими масло;
- с системами, оснащенными линиями перепуска:
- с системами переменной производительности;
- с вертикальными трубопроводами всаса/нагнетая большой длины.

Заметим, эффективность отделителей масла меньше 100%. Другими словами, часть масляных паров упускается ими в систему. Конструкторы холодильников обычно решают эту проблему применением дополнительных элементов.

Как устроен маслоотделитель

Нагнетательные магистрали требуют маслоотделителей особой конструкции. Среди распространенных – труба большого диаметра, снабженная внутренними перфорированными перегородками и параллельными отражателями.


Ячеистая перегородка хорошо видна, а отражательные плоскости скрыты. Пары хладагента, насыщенные масляной взвесью, поступают на «вход». Скорость масс смеси в нагнетательной магистрали много больше скорости паров в маслоотделителе. Масляные капли, подчеркнем, обладают большей кинетической энергией, нежели пары хладагента – диаметр, вес капель значительно превосходит эти показатели частичек хладагента. Результат – капли масла летят к экранам, ячеистым перегородкам и сталкиваясь с ними, оседают, под действием сил сцепления. Пары хладагента, имеющие меньшие размеры, массу, преодолевает эти препятствия.

Мелкие капли масла сливаются с соседними и стекают к основанию трубы отделителя. Отсюда их возвращают в компрессор. Существуют центробежные отделители.


Принцип их функционирования понятен – вход несколько смещен относительно оси трубы отделителя. В результате входящий поток закручивается вдоль оси. Первыми начинают принимать капли масла боковые поверхности, дополненные прилегающими сетчатыми поверхностями, улучшающими захват капель. Некоторые, наиболее тяжелые оседают на «шнековой» поверхности, направляющей поток книзу отделителя. Там их полет преграждается дырчатой плоскостью. Чистый хладагент отсюда уходит вверх, дополнительно очищаясь мелким сетчатым фильтром. Любая конструкция, отметим, использует дифференцирование составляющих смеси по импульсу (кинетической энергии).

Где устанавливают отделители

Прерывистость работы компрессоров – характерная особенность холодильных систем. Схемами предусматривается, например, параллельная работа устройств. Такая компоновка позволяет иметь резерв, обеспечивающий ремонт, профилактику элементов самого компрессора либо других элементов схемы. В такие периоды возможны забросы хладагента из отделителя в картер компрессора – процесс выглядит так: хладагент, сконденсировавшийся в отделителе, соединительной магистрали, начинает перетекать в картер.

Для примера приведена схема с отделителем:

Расшифрованы основные элементы – вспомогательные не конкретизированы.

Отделители масла, поясним, комплектуются поплавковыми уровнемерами, побуждающими открыться клапан, находящийся в нижней части отделителя. На последнем рисунке – это шарообразный элемент, через рычаг открывающий клапан. Температура в маслоотделители, заметим, должна быть меньше, чем в компрессоре.

Продолжение